«Не дозрела до брендирования»: федеральный эксперт рассказал, чего не хватает Белокурихе для дальнейшего роста

Вся профессиональная деятельность Олега Мосеева связана с туризмом и трансляцией смыслов вокруг него. Этим он занимается больше 25 лет, а последние полгода федеральный эксперт работал на Алтае в должности PR-директора компании «Курорт Белокуриха», где в том числе занимался темой брендинга. Что ему удалось понять в Радоновой долине и вокруг чего строить туристический бренд Белокурихи, об этом Олег Мосеев рассказал в интервью 

Мы встречаемся в Музее Чуйского тракта. Во всех смыслах «центровое» место в Бийске. Олег кивает на стенды и экспонаты: «Интересный музей, насыщенный».

Есть ли «Гений места» у Белокурихи

— Как судьба вас забросила на Алтай?

— Здесь я без малого полгода. Приехал под амбициозную задачу — объединить под единым началом все медийные структуры холдинга «Курорт Белокуриха», помочь коллегам в осмыслении перспектив развития субкластера «Белокуриха-2», проекта «Большой Алтай. От Белокурихи до Белухи».

Хотелось также поработать над стратегическим брендированием Белокурихи и, по возможности, ребрендингом Алтайского края — это я тоже держал в уме. Все это объективно назрело, но видимо пока еще… не дозрело.

У всех регионов этот процесс происходит по-разному. В том же Суздале люди не сильно были готовы к брендингу, а здесь — тем более. Одно дело первый туристический центр страны, с которого начинался маршрут «Золотое кольцо России», другое — город-курорт далеко за Уралом, на юге Сибири. Разная ментальность.

— Что удалось сделать за полгода?

— Я провел определенную аналитическую работу, прочувствовал сильные и слабые стороны этого места, проникся его «гением». Самой Белокурихе — этому поистине уникальному городу-курорту — по моему глубокому убеждению, явно необходимо грамотное и глубокое осмысление в формате территориального брендинга. А крупнейшим компаниям, работающим не одно десятилетие в санаторно-курортной сфере Белокурихи, требуется яркий и современный ребрендинг. В том числе и акционерному обществу «Курорт Белокуриха», конечно. Руководство это осознает и уже предпринимает первые шаги.

Но первая задача - брендирование города. Все ведь должно идти от общего к частному, раскрывая подлинные возможности Белокурихи в разных форматах, но исходя из одной точки. Отталкиваясь от гения места.

В то же время при отсутствии серьезной заинтересованности в этом городской власти, без активной вовлеченности в процесс главных собственников и лидеров общественных мнений ничего не получится. У меня по Белокурихе в голове сложилась определенная картинка. Но это видение пока не востребовано.

— «Гений места» — это кто или что?

— Это многозначное понятие. Его происхождение связывают с историей древних римлян, где он означал дух-покровитель территории. Есть книга Петра Вайля «Гений места», где города воспринимаются через образы известных людей. Но это и кто, и что. Точнее — нечто. Нечто уникальное, в первозданном смысле этого слова, ныне сильно девальвированного. То есть, действительно неповторимое, присущее только этому месту!

«Гений места» в моем понимании — это и есть подлинная, глубинная самоидентификация конкретной территории, безотносительно ее размеров. Суть настоящего брендинга. А она связана как с историческими личностями, так и с простыми людьми, которые жили и живут здесь и сейчас. Именно они, кому небезразлично развитие своих городов и сел, являются носителями ключевых смыслов данного места. И его выразителями. Надо лишь помочь им стать таковыми, артикулировать эти смыслы.

Девушка — целительница

— Во время недавно прошедшего форума «Алтай. территория развития» вы провели серию мероприятий по направлению «Медиадвиж». Это было частью работы по созданию бренда Белокурихи?

— На «Открытом часе» в рамках АТР я в самом конце предложил молодежи представить образ Белокурихи. Ребята сразу активно включились и отработали прекрасно, быстро понимая, что к чему. Буквально за 10 минут сделали то, на что в других местах уходит порой не один час. Я даже не ожидал!

— Как это было?

— Я задал вопрос: «Если представить Белокуриху как живое существо, то какое оно? Мужчина или женщина?». Ответ: «Это девушка». Дальше спрашиваю: «Какая она?». Отвечают: «Юная. Лет 14−15». Конечно, 150 лет для города — не возраст. Продолжаю: «Кто она?». Ребята отвечают: «Целительница». Гениальный ответ, в самую точку! И последовало великолепное уточнение: «Лечит от всего, но душу особенно».

Прозвучало и такое определение Белокурихи - старомодная. Это говорит о её хорошем консерватизме. К примеру, нельзя с мальчиками гулять после полуночи… Шляпка, рюшечки… Все эти ассоциации относятся к «визуальному шуму» и, одновременно, говорят о старомодности во всем прочем и про отсутствие хорошего вкуса в городе.

Еще среди определений было: «Капризная. Переменчивая. Спортивная. Целомудренная. Дорогая». И это, повторюсь, всего за 10 минут. Угадано главное, сущностные вещи. Не наносные. И это прочувствовали люди, многие из которых были здесь впервые.

В Европе сейчас активно развивается треккинг. У нас готовы к инфраструктурной проработке 200 км классных туристических троп в районе Белокурихи-2. Это ноу-хау — треккинг с медицинскими браслетами — перспективы грандиозные, при условии грамотной работы.

Давайте без «туфты»

— Чем можно объяснить большой интерес европейцев к Сибири, Алтаю и Байкалу?

— В трендах туризма межрегиональные маршруты и самобытность. Вот почему европейцы так любят после Байкала отправляться в Монголию. Там много органики и самобытность не растворилась в стилизациях и разного рода лубочных «а-ля».

Самобытность в туризме — это подлинная аутентичность. Она напрямую связана и со стратегическим брендингом, где два главных параметра — идентификация и узнаваемость.

На теме брендинга нынче развелось много «фокусников». Они жонглируют яркими «кеглями» — звучными словечками и терминами.

Я считаю, что надо давать регионам возможность самостоятельно формировать свой территориальный концепт, но при этом аккуратно, вдумчиво помогать реально сильными экспертами-практиками, чтобы не было крена и в местечковость. На этом рынке, честно скажу, много туфтовых экспертов, поверхностно работающих команд.

— Из сильных команд кого можете назвать?

— По городам есть успешные работы, в том числе географически близкие. Например, Новокузнецк. То, что я увидел недавно, поддерживаю двумя руками и аплодирую!

Если ребята займутся и Алтаем, не важно: Алтайским краем или Белокурихой — это явно будет хорошо. Потому что есть глубокое проникновение в суть, хорошая работа с ключевыми смыслами и целостное видение.

У нас как в «формировании комфортной среды», так и в туризме и брендинге доминирует точечное благоустройство, а не целостные концепции. Почему многие люди предпочитают ездить на отдых не в наши, а европейские города? Ради одного-двух даже очень крутых объектов народ не поедет. Нужен контекст.

Что такое «контекст»? Приезжаешь в европейский город, идешь. Посмотрел направо — красиво, посмотрел налево — красиво, посмотрел прямо — красиво. Тебе направо улыбаются, налево улыбаются. Работа в сфере туризма и брендинга — это целый комплекс всего. Очень хочется надеяться, что со мной или без меня, но такой комплексный подход реализуется однажды и применительно к Белокурихе. Она того заслуживает.

Кто такой Олег Мосеев?

Историк, журналист, эксперт в сфере туризма, массовых коммуникаций и туристических стратегий.

Родился в Архангельске 16 мая 1967 года. До 8 лет проживал в городе Онеге Архангельской области, после чего переехал с родителями в Москву. С отличием окончил Московский историко-архивный институт (с 1991 года — Российский государственный гуманитарный университет, РГГУ).

 

Подробнее: www.altapress.ru

Главная / Главная » Новости » «Не дозрела до брендирования»: федеральный эксперт рассказал, чего не хватает Белокурихе для дальнейшего роста

Новости

15 Sep 2019 Саудовская Аравия начнет выдачу туристических виз

15 Sep 2019 Туристы выбирают осень

09 Sep 2019 Стало известно, как изменится горнолыжный курорт Шерегеш к новому сезону

05 Sep 2019 Продолжительность отдыха россиян сократилась на 20%

05 Sep 2019 Эксперты назвали самую безопасную для туристов страну

 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100