«Мало брендовых мест»: представители индустрии отдыха присмотрелись к туристическому Алтаю

К концу курортного сезона 2018 года алтайские законодатели неожиданно для себя обнаружили, что размер курортного сбора в Белокурихе оказался в два раза ниже запланированного. Это вызвало у депутатов, утверждающих, что Алтайский край является туристическим регионом, некоторое тревожное беспокойство. Председатель АКЗС Александр Романенко высказал мысль, что чиновники на местах не достаточно тщательно следят за сборами, поэтому и мог быть допущен такой просчет. Спикер Заксобрания поручил комитету по бюджету и налогам вместе с сотрудниками Счетной палаты внимательно «пересчитать» собранные деньги и доложить об этом до 21 января 2019 года. Среди наблюдателей зародились мысли, что на цифры вполне могло повлиять и желание профильных чиновников несколько приукрасить данные за прошлые периоды перед начальством. Корреспондент ИА «Банкфакс» поинтересовался у экспертов и работников отрасли, действительно ли аграрный Алтайский край за короткое время смог стать по-настоящему туристическим регионом, каковы его преимущества перед известным по всему миру Горным Алтаем, и почему бренд «экологически чистого Алтая» не имеет должной финансовой отдачи. Что примечательно, мнения разделились в зависимости от профессии спикеров.

Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии:

- Алтайский край обладает высоким туристским потенциалом благодаря не только богатому природному и культурному наследию, но и тому, что уже сделано в последние годы для развития туризма. И бизнесом, и властью, в том числе, не побоюсь этого слова, лично Александром Карлиным в бытность его губернаторства. В особенности это касается развития Белокурихи. Не случайно именно здесь проходило заседание Президиума Госсовета по вопросу инвестиционной привлекательности российских курортов.

Мало кто в самом крае знает, что по уровню доходов от реализации санаторно-курортных услуг (без НДС) Алтайский край по итогам 2017 года вышел на четвертое место в Российской Федерации после Краснодарского, Ставропольского краев и Крыма с показателем 5,9 млрд рублей. При том, что по емкости номерного фонда он находится лишь на восьмом месте (к вопросу об эффективности менеджмента и качеству продукта). Эти данные Росстата, на самом деле, сенсационные для тех, кто понимает, как устроен туристский рынок в России, да и в мире.

Впрочем, не рейтинги, главное. Главное, что в Сибири создана здравница ни на секунду не уступающая лучшим бальнеологическим курортам мира. И, как обычно, успех в одном виде туризма стимулирует развитие других, поскольку курорт предлагает отличные возможности и для отдыха, и для занятий спортом, и для проведения конгрессов и других событийных мероприятий.

И это пример ответа на вопрос о том, как надо индустрию гостеприимства делать инвестиционно привлекательной. Я имею ввиду проекты «Белокуриха-2» и «Белокуриха-3». То есть, получится один проект, получатся и следующие. И откроют новые перспективы, как в случае со строительством моста через Песчаную, который свяжет курорт с другими замечательными местами, в том числе маршрутами Горного Алтая. Так создается единое туристское пространство двух субъектов Российской Федерации. И не стоит обижаться, что туристы путают Алтайский край с Республикой Алтай, так же, как на то, что туристу из Барнаула или из Сиднея мало неинтересно, где заканчивается Москва и начинается Московская область. На туристском рынке соседние регионы должны не конкурировать, а объединять свои усилия в развитии инфраструктуры и продвижении, добиваясь синергетического эффекта на основе использования общего бренда. Алтай – загадочная и прекрасная земля, где есть и Белокуриха, и Белуха.

Мы, Российский союз туриндустрии, РСПП и другие предпринимательские объединения, выступали против курортного сбора в том виде, в котором Минкавказа пытался пропихнуть его через коридоры власти. И были правы. Не случайно, в Краснодарском крае его собирают по 10, а не по несколько сот рублей за ночь, как это предлагалось в ранних версиях закона. Потому, что не надо обманывать ни руководство, ни общественность, пытаясь перекосы, созданные в межбюджетных отношениях, латать неналоговыми платежами другой экономической сущности. Курортный или туристский сбор – это не побор за то, что вы приехали к нам в гости, а рента, которую турист, не моргнув глазом заплатит за настоящее гостеприимство, как чаевые в хорошем ресторане. Если ставка сбора будет вменяемой, а шеф-поваром будет не министр финансов.

В Белокурихе такой уровень гостеприимства достигнут. Поэтому и со сбором может получиться. Не важно, что сразу его могут собрать меньше, чем планировалось. Важно отработать механизм взимания, выверить ставку, провести разъяснительную работу и показать, что полученные средства тратятся с умом. Но мест в России, которые объективно созрели для использования таких фискальных инструментов, как подобные сборы, – раз-два, и обчелся.

Александр Смирнов, директор туристической компании «Плот»:

- Можно сказать, что сегодня туристский потенциал Алтайского края развивается, но нет каких-то ощутимых преимуществ перед нашими основными конкурентами, такими, как: Байкал, Карелия, Камчатка, Краснодарский край. Каждый регион привлекателен по-своему, наш плюс в том, что у нас уникальная, яркая природа со множеством достопримечательностей, объектов со статусом мирового значения. Нам только моря не хватает, все остальное есть. Если говорить о Республике Алтай, то в ней, конечно, сконцентрировано гораздо больше таких топовых объектов как Белуха, Телецкое озеро, Плато Укок и большая часть «Чуйского тракта», там самые красивые озера и реки. Алтайскому краю в этом плане досталось меньше — левый берег Катуни, наиболее интересные в плане туризма Чарышский, Змеиногорский, Алтайский, Солонешенский районы. Лидером по развитию туризма пока является Алтайский район. Эти территории потенциально интересные и привлекательные для туристов, но инфраструктура там еще очень отстает. Поэтому и привлечь отдыхающих туда гораздо сложнее — мало так называемых «брендовых» мест, которые бы стали мощным магнитом притяжения. Для начала там нужно создать инфраструктуру в якорных местах, например, в районе Денисовой пещеры. Придать им статус национальных парков. Привлечь для этих целей федеральные деньги и создать благоприятные условия для инвесторов.

Еще один привлекательный регион — соленые озера Алтайского края. Наиболее быстро развивается окрестности озера Яровое. Там мы действительно видим высокий спрос и большую нагрузку курорта в летний период, в том числе приезжих из Казахстана, Новосибирской, Томской областей. Но курорт зависим от погодных условий и отельная база крайне слаба. Современный открытый аквапарк, один из лучших в Сибири, не спасает ситуацию, потому что нет развития комплекса в целом. Туризм здесь имеет сезонный характер, а инвесторы не хотят вкладывать деньги, когда данный фактор ярко выражен. Как мы видим, поток автотуристов на Алтай из соседних регионов не ослабевает. Хотя они для Алтайского края в большей степени являются транзитными (за исключением отдыха на соленых озерах), так как движется этот поток прежде всего по «Чуйскому тракту» в сторону Монголии.

Очень интересным проектом обещает быть «Белокуриха-2», в которую вложено много федеральных средств, в том числе и от частных инвесторов. Серпантинная дорога к нем уже стала достопримечательностью. Велики шансы, что именно там построят пятизвездочный туркомплекс. Ведь высшей категории гостиниц в Алтайском крае до сих пор нет. В самой же Белокурихе этом году возникли некоторые сложности с реализацией путевок по совокупности факторов. Не думаю, что на это как-то повлияло внедрение курортного сбора. Ведь сумма в сравнении со стоимостью путевок взимается небольшая, а эти деньги пойдут на благоустройство. Я не вижу в курортном сборе ничего плохого, если сумма сбора будет оставаться на прежнем уровне.

В целом турпоток в Алтайский край растет год от года, но не большими темпами. В первую половину лета была очень маленькая загрузка, потом ситуация начала более менее выравниваться. Причин тому несколько - это и погодные условия, и снижение покупательной способности населения, и высокая стоимость авиабилетов из Москвы. 

Валерий Копытский, эксперт по маркетингу в туризме:

- Главная «головная боль» алтайского туризма - это огромный трафик, который, по сути, отсекает нас от европейской части страны, где проживает 75 % населения. Этот вопрос не нов - о нем все знают, но он не решается, и, судя по всему, не решаем в принципе. А в новом году он усугубится еще больше в связи с ростом цен на горючее и керосин. Падает покупательная способность населения. Это объективно сдерживает поток туристов.

Вместе с тем Алтай был и будет туристическим магнитом для Сибири. Туризм важен для Алтая и по другой причине. Это противодействие «обезлюдивания» территории. Не все измеряется фискальными сборами с туристического бизнеса. Только представьте себе на минуту, что исчезнут средства размещения и сопутствующие туризму отрасли. Сколько будет потеряно рабочих мест и сколько молодых людей покинут села? Пока есть туризм, люди имеют возможность дополнительного заработка. Кто-то на эти деньги перекроет крышу или заменит автомобиль, купит трактор, отправит детей учиться. Важно и то, что появился дополнительный рынок сбыта выращенной продукции с сельского подворья.

Может, в социальном смысле туризм даже более важен для Алтая, с его отрицательной демографией, чем в прямом экономическом смысле, который, как правило, сужают до прямых налоговых сборов. Думаю, что на эту отрасль следует посмотреть и с этих позиций. Не следует забывать, что существует большая сезонность в нашем туризме. И то, что заработано за летние полтора месяца надо распределить и на существование, и на инвестиции. Отрасль пока молодая и находится в стадии роста. Поэтому, наверное, неправильно ожидать от нее пропорционального роста налоговых поступлений, ведь развивается она в основном за счет собственных средств.

Владимир Войчишин, скульптор-ювелир: 

- Я считаю, что регион может стать привлекательным для туристов, только тогда, когда в него будут вкладывать деньги. Когда здесь появится вся необходимая инфраструктура, приличные заведения, сервис высокого уровня, различные арт-объекты и пр. Но для этого, как я сказал, требуется огромное количество денег, хотя я уверен, что Алтайский край привлекателен и сам по себе. Туризм — дело такое... На темпы его развития могут повлиять и климатические условия, и политические причины. По моему мнению, именно состоятельные люди должны вкладывать средства в эту сферу, потому что государству самому это не потянуть. Региональные власти делают все возможное для продвижение алтайского туризма. Я занимаюсь оформлением «Белокурихи-2» и вижу, что вся инфраструктура делается, все идет нормально.

Думаю, что туристы из центральной России не так часто бывают у нас из-за удаленности региона. Чтобы попасть в Алтайский край, им нужно прилететь в Новосибирск, потом на автобусе или на машине добираться до места. Именно поэтому необходимо открывать аэропорт в Бийске, а то за эту идею вроде взялись и тут же ее похоронили.

Если говорить об итогах курортного сбора, то я считаю, что сравнивать территории Алтайского края и того же Кавказа просто некорректно. На фоне их многочисленных крупных курортов Белокуриха — это деревня, если можно так выразиться. Поэтому сравнивать их просто смешно. Также возможно, что власти что-то не рассчитали с цифрами — что-то завысили, что-то занизили, это дело такое - считать сложно. Но уверен, что точно никто и ничего не украл, там ведь все данные открытые. Тем более собранные средства идут на развитие города, его инфраструктуры, я ведь здесь «варюсь», вижу все изнутри.

Елена Чупина, президент Алтайской региональной ассоциации туризма:

- У нас очень много преимуществ по сравнению с другими регионами. Есть вполне определенное имя, узнаваемый бренд, ведь Алтай для всех является точкой притяжения, местом Шамбалы, родоначальником всех кочевых народов. С какой бы стороны мы не подходили к нашему региону, мы везде можем найти зацепку, представляющую интерес для разных слоев населения. И я сейчас не имею ввиду Республику Алтай, у нас в принципе есть все свое — те же сокольники, беркучи, псовая охота, которая активно развивается на территории нашего региона. У нас очень много традиций, сохранившихся именно в глубинке, и уже потерянных или не популяризованных в центральной части России. Я уж не говорю об уникальности природы, это и так все прекрасно знают.

Еще я бы добавила, что Алтайский край очень хлебосолен. Продукты здесь экологически чистые, что тоже является важным фактором для лиц, пропагандируюших ЗОЖ. Здесь вы можете найти натуральные мед и травы. Это все является привлекательными факторами для тех, кто хочет получить и попробовать что-то настоящее. На самом деле мы сегодня очень широко популяризованы, и Алтай известен далеко за пределами России, поэтому трудно сказать, почему турпоток не такой большой, как хотелось бы. Тут играет роль много факторов. Мы же тоже не можем сказать, что, к примеру, в Швейцарии много наших соотечественников. На самом деле Алтайский край является довольно дорогим регионом для туристов, поэтому к нам приезжают те, кто очень хочет и может себе это позволить. Весьма вероятно, что скромные результаты курортного сбора в Белокурихе могли быть связаны с недостатком учета. Все же не стоит забывать, что это пилотный проект, и наш регион — один из четырех участников. Интересно было бы увидеть статистику остальных и сравнить, может быть, у нас еще все хорошо.

Я думаю, нам следует более точечно «бить» по элементам привлекательности. Потому что информации у нас очень много, и она все довольно разрозненная. Возможно, стоит ее сузить до каких-то определенных моментов и сделать упор именно на них. В последние годы мы заявляли о себе очень широко, поэтому ни в коем случае не стоит сдавать позиции. Просто нужно то, что есть, что знают о нас, переформатировать — участвовать в новых выставках, добавить новые позиции, открывать новые площадки, то есть точечно искать свою аудиторию и не распыляться.

Главная / Главная » Статьи » «Мало брендовых мест»: представители индустрии отдыха присмотрелись к туристическому Алтаю

Новости

13 Nov 2019 Путин призвал развивать турпроект «Золотое кольцо Алтая»

12 Nov 2019 Россия занимает шестое место по турпотоку на Мальдивы

04 Nov 2019 Озеро на Алтае назвали одним из самых мистических мест в России

30 Oct 2019 «Барнаулу явно не хватает отеля мирового уровня». Инвестор подробно рассказал всю правду о проекте гостиницы Radisson

27 Oct 2019 Какие отели выбрали россияне на ноябрьские праздники

 
Яндекс.Метрика Rambler's Top100